Функциональный запор у ребенка младшего возраста (0–4 года): как проявляется, профилактика, методы лечения

Запор – это нарушение работы кишечника, при котором отмечаются уменьшение частоты актов дефекации, чувство неполного опорожнения кишечника, затрудненная, болезненная дефекация, изменение формы и характера стула.

Запоры наблюдаются у 10–25 % детского населения и в три раза чаще выявляются у детей дошкольного возраста.

Функциональным называется запор, причиной которого не является органическая патология кишечника.

Многие родители иногда просто не оценивают состояние ребенка как запор и обращаются к врачу очень поздно.

Дети, находящиеся на грудном вскармливании, должны иметь стул 1–7 раз в день (обычно совпадает с количеством кормлений). С момента введения прикорма стул становится более плотным, и частота дефекаций составляет уже не более 2 раз в день. Дети до 3 лет должны иметь стул не менее 6 раз в неделю, в возрасте 3–7 лет – не менее 3 раз в неделю.

У детей первого года жизни стул должен быть кашицеобразным, если появляются твердые фекалии, то это уже запор. У детей старшего возраста признаком запора также является «овечий» кал или просто кал цилиндрической формы, но плотный и большого диаметра, причиняющий дискомфорт. Это считается запором, даже если дефекация происходит ежедневно.

Симптомы

Редкие акты дефекации относительно возрастной нормы. Более плотный кал относительно возрастной нормы.

Чувство неполного опорожнения кишечника (ребенок долго сидит на горшке, его поведение указывает на то, что он еще не закончил акт дефекации, или часто просится на горшок, но без результата).

Наличие натуживания при дефекации, болезненный акт дефекации, ребенок может кричать и плакать.

На плотном кале и на туалетной бумаге могут быть следы крови.

При запорах дети могут жаловаться на вздутие живота, боли, дискомфорт в животе, тошноту, рвоту. Осложнениями долго не леченных запоров являются недержание кала и каломазание.

Также у детей отмечаются гнойничковые высыпания на коже, бледность, обложенный язык. Дети становятся раздражительными, у некоторых появляется страх перед актом дефекации.

Причины

Самыми частыми причинами запоров у детей первых лет жизни становятся:

Группа факторов, связанная с питанием:

  • прекращение грудного вскармливания;

  • недостаточное количество жидкости в рационе;

  • недостаточное количество растительной клетчатки;

  • избыток легко перевариваемых углеводов;

  • пищевая аллергия (непереносимость коровьего молока и т. п.);

  • неправильный режим питания, отсутствие распорядка.

Психологическая группа факторов:

  • «боязнь горшка»: из-за первого неудачного и/или болезненного опыта ребенок потом пытается избегать горшка, сам старается подавить позыв на дефекацию;
  • начало посещения детского сада;

  • отсутствие комфортных условий для дефекации.

Медицинские причины:

  • дисбактериоз;

  • незрелость центральной и вегетативной нервной системы;

  • перенесенная кишечная инфекция привела к поражению нервных узлов в стенке кишечника;

  • мышечная гипотония как проявление рахита;

  • гипоксическое поражение центральной нервной системы.

К какому врачу обращаться

На начальных этапах лечением запора занимается педиатр, при упорных запорах дается направление к гастроэнтерологу.

Диагностика

Диагноз запора врач ставит на основе сбора анамнеза – то есть опрашивая родителей, как часто и каким образом ребенок ходит на горшок. Родители также подробно должны рассказать, как питается ребенок.

Во время осмотра специалист прощупывает живот, исследует пальцем состояние сфинктера прямой кишки, оценивает, нет ли трещин, стеноза, геморроидальных узлов.

Врач назначает общий анализ кала или копрограмму, анализ кала на дисбактериоз, общий и биохимический анализ крови.

Также ребенку назначают УЗИ органов брюшной полости. При необходимости гастроэнтеролог может назначить эндоскопические исследования: колоноскопию, ректороманоскопию.

Лечение

Для лечения запоров надо набраться терпения. Все мероприятия по нормализации стула могут занять от полугода до двух лет. Но нормализация стула в детском возрасте – это крайне важная задача, ее решение служит залогом отсутствия нарушений в работе органов желудочно-кишечного тракта и их заболеваний в будущем.

Режим. В первую очередь надо постараться сформировать у ребенка условный рефлекс на дефекацию, выработать постоянный режим. Для этого рекомендуется следующий алгоритм:

  • Пить утром натощак теплую воду, можно с добавлением минеральной (с магнием, типа «Донат Mg»).

  • Зарядка с подтягиванием коленок к груди, поворотами туловища, надуванием животика и т. п.

  • Через полчаса после приема воды – завтрак.

  • После еды – посещение туалета.

Облегчение дефекации при запорах:

  • Дефекацию можно облегчить свечкой с папаверином или глицерином, микроклизмой с глицерином (Микролакс), теплой ванной.

  • Приятная обстановка в туалете, удобное сиденье, возможность упереться ногами (подставка).

  • Замена горшка при необходимости (если у ребенка сформировалось негативное отношение к имеющемуся)

Профилактика возникновения запоров:

  • Грудное вскармливание.

  • Обеспечение малышу достаточной двигательной активности.

  • Правильное питание с достаточным количеством клетчатки (овощи, фрукты, отруби, пектин, целлюлоза) и белка, меньше рафинированных углеводов (белый хлеб, сахар, выпечка).

  • Достаточное количество жидкости в рационе.

Лечение при обнаруженной патологии:

  • Лечение дисбактериоза (после кишечных инфекций, антибиотикотерапии).

  • При пищевых аллергиях – соответствующая диета.

  • При гиповитаминозах – витамины группы В, витамин D.

  • При гипотонии – средства, нормализующие моторику ЖКТ (прокинетики), лактулоза.

Читайте также

Молочница: что поможет снизить рецидивы?

Разъяснения нашим читательницам дает к.м.н., врач акушер-гинеколог, клинический фармаколог, врач диетолог, член правления Российского общества акушеров-гинекологов, член международной ассоциации клинических фармакологов и фармацевтов, автор патентов средств для женского здоровья, эксперт-преподаватель ООО ФЦ «Знание», преподаватель ФГБУ ФНКЦ ФМБА России Зорина Лариса Анатольевна.

Брекеты: что делается до установки, во время их ношения и после снятия

Брекет – это маленькая пластинка с замочком и выемкой для проволоки, которая приклеивается на зуб.

Мануальная терапия: правила, о которых стоит знать пациенту

Мануальная терапия – это один из методов физической терапии нарушений функционирования опорно-двигательного аппарата, лечебный эффект при использовании которого достигается за счет воздействия рук мануального терапевта на тело пациента.

Суперлимф® в лечении герпеса: как снизить частоту рецидивов?
Среди вирусных инфекций вирус простого герпеса (ВПГ) является одним из самых часто встречающихся. Он распространен повсеместно: считается, что им инфицировано 90% человеческой популяции.
Энтеровирус: меры защиты и профилактики

Энтеровирус («энтеровирусная инфекция») – это группа вирусов, которые вызывают острые инфекционные заболевания с различными клиническими проявлениями.

Зубной имплант: что это такое, как ставится

Зубной имплант (имплантат) – это искусственный корень зуба, внедряемый в челюсть для протезирования и восстановления зубного ряда.

Говоря об импланте, чаще всего подразумевают не только искусственный корень, но и всю конструкцию, состоящую из непосредственно импланта, погруженного в кость, прикрепленной к нему опоры (абатмента) и зубной коронки (или нескольких коронок).