Цифровая зависимость у детей и подростков: ответственность на родителях

Цифровая зависимость у детей и подростков: ответственность на родителях

Цифровая зависимость – это патологическое поведенческое пристрастие к использованию сети Интернет и цифровых платформ (социальных сетей, игровых систем, гэмблинга и пр.), а также компьютеров и гаджетов (смартфонов, стационарных и мобильных игровых консолей).

Проблема цифровой зависимости сильно связана с невнимательностью человека к формированию привычек и отсутствием культуры рефлексии – навыков самоотчета о переживаемой эмоции, анализа мыслей и действий. Если такие конструкты отсутствуют у большинства взрослых людей во многих популяциях, то у детей нет и предпосылок для их использования – ввиду незрелости мозга. Поэтому ответственность за формирование цифровой зависимости у человека в возрасте до 18 лет лежит на его родителях.

Когда использование цифровых средств обмена информацией становится патологическим?

В настоящее время среди специалистов уже сформировано отношение к феномену цифровой зависимости как к заболеванию, однако четких критериев диагностики мировое сообщество до сих пор не выработало.

Вместе с тем установлено, что настораживающими симптомами являются признаки нарушения повседневной активности вследствие слабого контроля за влечением к цифровой среде. Такими признаками являются:

  • озабоченность – неспособность перестать думать о действиях в цифровой среде;

  • абстиненция – раздражительность, тревога и скука при отсутствии цифровой активности;

  • толерантность – увеличение времени, проводимого в цифровой среде, для достижения того же уровня удовольствия;

  • трудность контроля – неспособность контролировать, сокращать или прекращать использование цифровой среды;

  • игнорирование вредных последствий – пренебрежение физическими или психологическими проблемами из-за чрезмерного использования цифровой среды;

  • утрата социальных связей и интересов в реальной среде;

  • самокоррекция негативных эмоций – использование цифровой среды для облегчения самочувствия;

  • сокрытие от близких людей и специалистов правды об использовании цифровой среды (о деньгах и времени, потраченных на цифровую активность).

Чем опасна цифровая зависимость?

Признакам цифровой зависимости сопутствуют когнитивные нарушения: снижение памяти, трудности удержания внимания, нарушение планирования, что крайне негативно влияет на способности к обучению и будущую трудоспособность.

Развиваются такие личностные расстройства, как импульсивность и компульсивность, расстройство самооценки. Наблюдаются нарушения сна, разрушение социальных связей (в том числе самых прочных – внутрисемейных) и формирование патологических социальных связей, расстройства настроения, снижение удовлетворенности жизнью, суицидальное поведение.

Какие методы коррекции цифровой зависимости существуют?

Основными методами преодоления цифровой зависимости считают сопровождение психотерапевта и обучение ребенка элементам когнитивно-поведенческой терапии, семейное психологическое и педагогическое консультирование.

Выявление у ребенка эмоциональных и личностных нарушений служит показанием для медикаментозной терапии – назначения антидепрессантов, противотревожных и других средств.

Какие методы профилактики известны?

Мерами профилактики являются как можно более позднее знакомство ребенка с объектами цифровой среды и максимально возможное вовлечение детей в реальную среду: это необходимо для упрочения личностных взаимоотношений с реальностью.

Знакомство с природой и регулярное пребывание в этой среде, активные двигательные занятия со сверстниками, обучение родителями планированию своей деятельности с обсуждением сроков и реалистичности достижений – необходимые элементы воспитания и взросления ребенка.

Исключительно важным поведенческим элементом профилактики цифровой зависимости является демонстрация отсутствия такой зависимости у взрослых: дети не должны видеть уткнувшихся в телефон на протяжении десятков минут родителей.

Самым простым, но не всегда контролируемым фактором может быть учет времени, проведенного в цифровой среде: исследованиями показано, что ограничение общей продолжительности использования гаджетов детьми до 40 минут в день с частотой до 3 раз в день и не более 3 дней в неделю эффективно способствует снижению риска формирования зависимости. Также важно контролировать качество получаемой ребенком информации (фильтрация контента).

Читайте также

Если хлебнул антинакипин: действуем по обстановке
Антинакипином в народе называют целый пул средств, использующихся для устранения накипи (в чайнике, стиральной или посудомоечной машине и т. п.). 
Отравление угарным газом: своевременное распознавание – благополучный исход

Угарный газ (окись углерода, CO2) – это бесцветный газ, являющийся продуктом неполного окисления (сгорания) веществ, содержащих углерод. Угарный газ не имеет запаха и вкуса, способен проникать сквозь слои почвы и стены, его вдыхание незаметно для человека, но становится причиной тяжелых, иногда смертельных, отравлений.

Отравление метиловым спиртом

Метиловый спирт (метанол, древесный спирт) – это жидкость без цвета, с характерным алкогольным запахом, похожим на запах этилового спирта или водки.

По химической структуре от этилового (С2Н5ОН) этот спирт отличается не сильно (СН3ОН), однако он намного более токсичен для человека.

Дети и солнце: угрозы и защита

Одна из самых распространенных летних опасностей – солнечные ожоги. Многие из нас по привычке относятся к ним легкомысленно. Мол, ну, поболит кожа, в крайнем случае слезет. Но ведь не смертельно же!

Самостоятельный ребенок: учимся одеваться

Многие родители жалуются, что дети не умеют одеваться самостоятельно. И если бы только родители... Воспитатели детсадов и даже учителя начальных классов отмечают, что далеко не все ребята, в остальном развитые вполне в соответствии с возрастом, одеваются быстро и правильно. Вот и приходится взрослым помогать, опекать и бесконечно ждать. А между тем все не так сложно. Главное – знать несколько секретов.

Дети и бассейн

Врачи самых разных специальностей считают плавание в бассейне весьма полезным и к тому же практически универсальным методом физического развития: в отличие от многих других видов спорта плавание подходит и девочкам, и мальчикам, почти не имеет ограничений по возрасту и противопоказаний по здоровью, малотравматично. Правда, есть одна оговорка: все перечисленное верно, если речь идет не о спорте высоких достижений, а о занятиях для себя и для здоровья.