Цифровая зависимость у детей и подростков: ответственность на родителях

Цифровая зависимость у детей и подростков: ответственность на родителях

Цифровая зависимость – это патологическое поведенческое пристрастие к использованию сети Интернет и цифровых платформ (социальных сетей, игровых систем, гэмблинга и пр.), а также компьютеров и гаджетов (смартфонов, стационарных и мобильных игровых консолей).

Проблема цифровой зависимости сильно связана с невнимательностью человека к формированию привычек и отсутствием культуры рефлексии – навыков самоотчета о переживаемой эмоции, анализа мыслей и действий. Если такие конструкты отсутствуют у большинства взрослых людей во многих популяциях, то у детей нет и предпосылок для их использования – ввиду незрелости мозга. Поэтому ответственность за формирование цифровой зависимости у человека в возрасте до 18 лет лежит на его родителях.

Когда использование цифровых средств обмена информацией становится патологическим?

В настоящее время среди специалистов уже сформировано отношение к феномену цифровой зависимости как к заболеванию, однако четких критериев диагностики мировое сообщество до сих пор не выработало.

Вместе с тем установлено, что настораживающими симптомами являются признаки нарушения повседневной активности вследствие слабого контроля за влечением к цифровой среде. Такими признаками являются:

  • озабоченность – неспособность перестать думать о действиях в цифровой среде;

  • абстиненция – раздражительность, тревога и скука при отсутствии цифровой активности;

  • толерантность – увеличение времени, проводимого в цифровой среде, для достижения того же уровня удовольствия;

  • трудность контроля – неспособность контролировать, сокращать или прекращать использование цифровой среды;

  • игнорирование вредных последствий – пренебрежение физическими или психологическими проблемами из-за чрезмерного использования цифровой среды;

  • утрата социальных связей и интересов в реальной среде;

  • самокоррекция негативных эмоций – использование цифровой среды для облегчения самочувствия;

  • сокрытие от близких людей и специалистов правды об использовании цифровой среды (о деньгах и времени, потраченных на цифровую активность).

Чем опасна цифровая зависимость?

Признакам цифровой зависимости сопутствуют когнитивные нарушения: снижение памяти, трудности удержания внимания, нарушение планирования, что крайне негативно влияет на способности к обучению и будущую трудоспособность.

Развиваются такие личностные расстройства, как импульсивность и компульсивность, расстройство самооценки. Наблюдаются нарушения сна, разрушение социальных связей (в том числе самых прочных – внутрисемейных) и формирование патологических социальных связей, расстройства настроения, снижение удовлетворенности жизнью, суицидальное поведение.

Какие методы коррекции цифровой зависимости существуют?

Основными методами преодоления цифровой зависимости считают сопровождение психотерапевта и обучение ребенка элементам когнитивно-поведенческой терапии, семейное психологическое и педагогическое консультирование.

Выявление у ребенка эмоциональных и личностных нарушений служит показанием для медикаментозной терапии – назначения антидепрессантов, противотревожных и других средств.

Какие методы профилактики известны?

Мерами профилактики являются как можно более позднее знакомство ребенка с объектами цифровой среды и максимально возможное вовлечение детей в реальную среду: это необходимо для упрочения личностных взаимоотношений с реальностью.

Знакомство с природой и регулярное пребывание в этой среде, активные двигательные занятия со сверстниками, обучение родителями планированию своей деятельности с обсуждением сроков и реалистичности достижений – необходимые элементы воспитания и взросления ребенка.

Исключительно важным поведенческим элементом профилактики цифровой зависимости является демонстрация отсутствия такой зависимости у взрослых: дети не должны видеть уткнувшихся в телефон на протяжении десятков минут родителей.

Самым простым, но не всегда контролируемым фактором может быть учет времени, проведенного в цифровой среде: исследованиями показано, что ограничение общей продолжительности использования гаджетов детьми до 40 минут в день с частотой до 3 раз в день и не более 3 дней в неделю эффективно способствует снижению риска формирования зависимости. Также важно контролировать качество получаемой ребенком информации (фильтрация контента).

Читайте также

Мочекаменная болезнь: почему часто проявляется летом?

В 2014 году количество зарегистрированных больных с мочекаменной болезнью (МКБ) в РФ составило 578,8 на 100 тыс. населения, и с каждым годом их число растет.

Синдром ожидания сексуальной неудачи: как проявляется и что делать

Синдром ожидания сексуальной неудачи (страх сексуальной неудачи) – это тревожное расстройство, связанное с опасением невозможности выполнения полового акта или его неполноценности.

Результаты пробы Манту: разбираемся вместе

Тест Манту, также известный как туберкулиновая проба Манту, является методом диагностики для выявления контакта с возбудителем туберкулеза Mycobacterium tuberculosis. Этот тест оценивает реакцию иммунной системы на введение специфического туберкулинового антигена и безопасен для пациента. Тест Манту не является вакциной, а только позволяет определить чувствительность организма к возбудителю туберкулеза.

Синдром Дауна: возраст родителей и даже бабушек имеет значение
Синдром Дауна – врожденное заболевание, обусловленное генетической аномалией и проявляющееся характерным внешним видом, сниженными интеллектуальными способностями, сочетанием пороков развития внутренних органов и систем. 
Безглютеновая диета: полезна ли она здоровому человеку?
Безглютеновая диета предполагает исключение из рациона всех продуктов, содержащих глютен.
Истерики у детей: отчего возникают и как вести себя родителям
С момента рождения ребенок начинает получать колоссальное количество информации об окружающем его мире и пытается адаптироваться к новым условиям. Все вокруг для ребенка неизвестное, чужое и потенциально опасное.