Цифровая зависимость – это патологическое поведенческое пристрастие к использованию сети Интернет и цифровых платформ (социальных сетей, игровых систем, гэмблинга и пр.), а также компьютеров и гаджетов (смартфонов, стационарных и мобильных игровых консолей).
Проблема цифровой зависимости сильно связана с невнимательностью человека к формированию привычек и отсутствием культуры рефлексии – навыков самоотчета о переживаемой эмоции, анализа мыслей и действий. Если такие конструкты отсутствуют у большинства взрослых людей во многих популяциях, то у детей нет и предпосылок для их использования – ввиду незрелости мозга. Поэтому ответственность за формирование цифровой зависимости у человека в возрасте до 18 лет лежит на его родителях.
Когда использование цифровых средств обмена информацией становится патологическим?
В настоящее время среди специалистов уже сформировано отношение к феномену цифровой зависимости как к заболеванию, однако четких критериев диагностики мировое сообщество до сих пор не выработало.
Вместе с тем установлено, что настораживающими симптомами являются признаки нарушения повседневной активности вследствие слабого контроля за влечением к цифровой среде. Такими признаками являются:
-
озабоченность – неспособность перестать думать о действиях в цифровой среде;
-
абстиненция – раздражительность, тревога и скука при отсутствии цифровой активности;
-
толерантность – увеличение времени, проводимого в цифровой среде, для достижения того же уровня удовольствия;
-
трудность контроля – неспособность контролировать, сокращать или прекращать использование цифровой среды;
-
игнорирование вредных последствий – пренебрежение физическими или психологическими проблемами из-за чрезмерного использования цифровой среды;
-
утрата социальных связей и интересов в реальной среде;
-
самокоррекция негативных эмоций – использование цифровой среды для облегчения самочувствия;
-
сокрытие от близких людей и специалистов правды об использовании цифровой среды (о деньгах и времени, потраченных на цифровую активность).
Чем опасна цифровая зависимость?
Признакам цифровой зависимости сопутствуют когнитивные нарушения: снижение памяти, трудности удержания внимания, нарушение планирования, что крайне негативно влияет на способности к обучению и будущую трудоспособность.
Развиваются такие личностные расстройства, как импульсивность и компульсивность, расстройство самооценки. Наблюдаются нарушения сна, разрушение социальных связей (в том числе самых прочных – внутрисемейных) и формирование патологических социальных связей, расстройства настроения, снижение удовлетворенности жизнью, суицидальное поведение.
Какие методы коррекции цифровой зависимости существуют?
Основными методами преодоления цифровой зависимости считают сопровождение психотерапевта и обучение ребенка элементам когнитивно-поведенческой терапии, семейное психологическое и педагогическое консультирование.
Выявление у ребенка эмоциональных и личностных нарушений служит показанием для медикаментозной терапии – назначения антидепрессантов, противотревожных и других средств.
Какие методы профилактики известны?
Мерами профилактики являются как можно более позднее знакомство ребенка с объектами цифровой среды и максимально возможное вовлечение детей в реальную среду: это необходимо для упрочения личностных взаимоотношений с реальностью.
Знакомство с природой и регулярное пребывание в этой среде, активные двигательные занятия со сверстниками, обучение родителями планированию своей деятельности с обсуждением сроков и реалистичности достижений – необходимые элементы воспитания и взросления ребенка.
Исключительно важным поведенческим элементом профилактики цифровой зависимости является демонстрация отсутствия такой зависимости у взрослых: дети не должны видеть уткнувшихся в телефон на протяжении десятков минут родителей.
Самым простым, но не всегда контролируемым фактором может быть учет времени, проведенного в цифровой среде: исследованиями показано, что ограничение общей продолжительности использования гаджетов детьми до 40 минут в день с частотой до 3 раз в день и не более 3 дней в неделю эффективно способствует снижению риска формирования зависимости. Также важно контролировать качество получаемой ребенком информации (фильтрация контента).