Истерики у детей: отчего возникают и как вести себя родителям

Истерики у детей: отчего возникают и как вести себя родителям
С момента рождения ребенок начинает получать колоссальное количество информации об окружающем его мире и пытается адаптироваться к новым условиям. Все вокруг для ребенка неизвестное, чужое и потенциально опасное.

Любое, даже, казалось бы, безобидное с точки зрения взрослого, изменение в окружающей среде (например, колебания температуры воздуха, громкие звуки, внезапное появление нового существа, резкий яркий свет), а также изменение собственных ощущений (чувство голода, отсутствие знакомого запаха, неудобное положение) может вызвать у новорожденного неподдельный страх, чувство опасности для его жизни, и он начинает буквально кричать о помощи. Это защитный механизм. Нужно громко позвать взрослого (маму, папу), чтобы его спасли.

Чем старше становится ребенок, тем лучше и в больших объемах он воспринимает и обрабатывает поступающую информацию и более разнообразно реагирует на ситуации. Однако в моменты усталости, переутомления от внешних раздражителей, внутреннего напряжения от несогласия со своим положением или очередных безуспешных попыток сделать что-то самостоятельно ребенок возвращается в то самое беззащитное состояние, когда остается только кричать о помощи – громко плакать. Зачастую родителями такая реакция трактуется как каприз, как истерика на пустом месте, особенно на фоне собственной общей усталости от ежедневной родительской рутины. Но все-таки стоит помнить о распределении ролей в семье и оставаться в позиции взрослого – вовремя вспомнить о причинах детской реакции и не требовать от ребенка слишком зрелого ответа на ситуацию.

В настоящее время психологами хорошо описаны скачки роста и кризисные моменты в жизни детей, что позволяет родителям сориентироваться в такие непростые периоды. Ребенок не может за один день и даже за один год стать таким же, как взрослый. В младенчестве малыш не способен что-то делать назло, как считают некоторые родители, его эмоциональный интеллект еще не созрел и мозг просто не способен на просчет такого поведения. Считается, что только к 7 годам формируются участки мозга, отвечающие за поведение, а полностью контролировать себя и принимать волевые решения ребенок сможет только в подростковом возрасте.

Развитие новорожденного идет постепенно, но неравномерно. Иногда долгое время ничего не происходит, а затем случаются резкие изменения, когда ребенок демонстрирует умение или знание, которое он наконец-то усвоил. Определенный период времени малыш копит информацию и происходит трансформация мозга, которая выводит его на новый уровень, – это называется скачком развития.

В первые полтора года жизни ребенок переживает целых 10 скачков развития. Вначале эти скачки происходят быстро и с небольшими временными интервалами, но затем они становятся более протяженными и кризисные периоды становятся дольше. В период скачка роста ребенок становится более тревожным, легко возбудимым, капризным, требует больше внимания и хочет быть все время рядом с мамой или другим взрослым, которому доверяет, может отказываться от еды, беспокойно спать и вести себя непривычным образом. Продолжительность кризисных периодов зависит от особенностей темперамента ребенка и от того, насколько родителям удается помочь ему быстрее привыкнуть к новым ощущениям и успокоиться.

Существует определенный календарь, описывающий периоды развития детей, который позволяет отслеживать скачки роста. При этом, независимо от даты рождения вашего малыша, следует всегда начинать подсчет даты по календарю с ПДР (предполагаемая дата родов). Однако необходимо помнить, что ПДР может быть установлена неточно, что может привести к некоторым расхождениям. Тяжелые фазы скачков переживают абсолютно все дети, как спокойные, так и более тревожные, с характером, но, конечно, по-разному, потому что каждый идет по своему пути эмоционального и интеллектуального развития. Однако уже изучены определенные физиологические и психологические закономерности, зная которые, родители могут более легко сориентироваться в ситуации и более мягко пройти трудный период.

Дети требуют много внимания и в обычные дни, но особенно много – во время кризисных моментов, когда им необходимо еще больше заботы и усилий со стороны родителей. Маленькому ребенку всегда спокойнее, когда он имеет представление об окружающей его среде и знает, чего ожидать. Именно поэтому крайне важно выстраивать режим – чтобы изо дня в день была одинаковая последовательность действий. Стоит соблюдать одно и тоже время утреннего подъема, дневных снов и вечернего ухода на ночной сон. Также важны так называемые ритуалы перед сном, которые помогают ребенку сориентироваться, что пришло время отдыхать. Например, после того как закрыли шторы и погасили верхний свет, играть уже никто не будет – дальше только сон. Если ребенок вовремя не поспал, его нервная система перегружается – и очень вероятно, что будет истерика. Наверняка каждая мама знает, что такое «перегул», когда ребенка буквально невозможно успокоить и уложить из-за активного возбуждения на фоне перенасыщения эмоциями от происходящего и усталости.

Помимо скачков развития, которые обусловлены развитием мозга и стремительным освоением многих новых навыков, существуют еще возрастные кризисы. Самые яркие из них: кризис 1-го года, 2, 3, 7, 13 и 17 лет. Безусловно, в каждом возрасте свои особенности, но в целом каждый ребенок проживает эти кризисы нелегко, и задача родителя – поддержать и помочь, а вовсе не наказать и задавить авторитетом. Ребенок в момент кризиса сам себе не рад, ему трудно усмирить внутреннюю бурю эмоций и переживаний, он очень нуждается в защите, принятии и опоре на родителя.

Истерика является для детей методом, который позволяет показать свои потребности и эмоции родителям. Роль взрослого – помочь ребенку осознать свои чувства, развить его эмоциональный интеллект и научиться выражать свои эмоции более эффективно. Эмоциональный интеллект представляет собой способность распознавать свои собственные и чужие эмоции, намерения, мотивацию, желания и умение управлять ими.

Часто капризы или негативные реакции возникают у ребенка из-за недопонимания цели и смысла задачи, поэтому важно объяснять ему, что нужно делать, для чего, почему и в какой последовательности в течение ближайших нескольких часов, а также обсуждать планы на предстоящую неделю.

Запомните три основных правила, которые применимы во всех трудных ситуациях при общении с ребенком:

  • Важно контролировать свои эмоции и сохранять позицию взрослого – родителя.

  • Нельзя занимать позицию ребенка и соревноваться с ним, обижаться, игнорировать, запрещать и наказывать без объяснений, тем более нельзя решать вопрос силой.

  • Стимулируйте желаемое поведение: такой подход более эффективен, чем наказание за нежелательное. Поощрите ребенка, если он спокойно просит, воздерживается от агрессии, соглашается с вашими условиями. Как ни странно, часто бывает так, что похвалить забывают, а за проступок отругают всегда.

  • Нельзя сравнивать своего ребенка с другими – «послушными», «успешными» – детьми. Навешивание ярлыков: «скандалист», «плакса», «истерик» и т. п. – также является грубой ошибкой и признаком невежества родителей.

  • Не позволяйте ребенку манипулировать вами с помощью криков и истерики. Если он таким способом добивается от родителей желаемого, то его реакция становится рефлекторной. Дети очень чутко воспринимают окружающую ситуацию и считывают настроение взрослых. Не зря истерики часто случаются в общественных местах: ребенок улавливает, что родителям неудобно перед окружающими, они легче идут на уступки. 

  • Если родители понимают, что истерика вот-вот начнется, стоит постараться внезапно отвлечь ребенка на что-то интересное, переключить его внимание, сбить нарастающую волну выплеска эмоций. Если истерика разразилась, то родитель должен начать спокойно говорить с ребенком, твердо стоя на своем, но отвлекая от причины раздражения.

  • Истерика – это всегда «работа на публику». Если вы спокойно займетесь своими делами, при этом дав понять малышу, что готовы с ним общаться, когда он успокоится, или начнете рассматривать что-то интересное за окном, в книжке, то он быстрее перестанет кричать, чтобы присоединиться к вашему интересному занятию.

Читайте также

Иглорефлексотерапия с позиций доказательной медицины

Иглорефлексотерапия (иглотерапия, иглоукалывание, акупунктура, чжень-цзю и т. д.) – это метод альтернативной медицины, предполагающий в качестве одного из лечебных воздействий введение игл в «акупунктурные точки», расположенные на «меридианах».

Татуировка: риски и последствия

Татуировка – это изображение на теле человека, которое создают путем введения под кожу красителей. Обычно глубина введения составляет 1–4 мм. При косметическом татуаже («прорисовывании» бровей, «стрелок» на веках, контуров губ или полном перманентном макияже губ) краситель вводится на глубину около 1 мм и со временем (около 5 лет) бледнеет и стирается. Татуировки на тело в тату-салонах, как правило, наносятся на глубину 3 мм. Такой рисунок сохраняется фактически навсегда, хотя со временем может претерпеть значительные изменения: стать менее четким и ярким, деформироваться из-за изменений самой кожи (колебания веса, беременность, травмы, появление морщин или растяжек).

Птоз молочных желез: за и против пластики

Птоз молочных желез – это, говоря простым языком, опущение или провисание молочной железы, когда сосок сначала оказывается на уровне субмаммарной складки (линия под грудью, где от грудной клетки собственно «отходит» сама молочная железа), – 1-я степень птоза, потом ниже нее – 2-я степень, а затем сосок начинает смотреть вниз – 3-я степень птоза.

Кофеиномания: небезобидная привычка
Кофеиномания (кофеинизм) – это патологическое пристрастие к использованию кофеин-содержащих напитков и других субстратов (жвачка, пастилки, пластыри).
Если хлебнул антинакипин: действуем по обстановке
Антинакипином в народе называют целый пул средств, использующихся для устранения накипи (в чайнике, стиральной или посудомоечной машине и т. п.). 
Цифровая зависимость у детей и подростков: ответственность на родителях

Цифровая зависимость – это патологическое поведенческое пристрастие к использованию сети Интернет и цифровых платформ (социальных сетей, игровых систем, гэмблинга и пр.), а также компьютеров и гаджетов (смартфонов, стационарных и мобильных игровых консолей).