Любое, даже, казалось бы, безобидное с точки зрения взрослого, изменение в окружающей среде (например, колебания температуры воздуха, громкие звуки, внезапное появление нового существа, резкий яркий свет), а также изменение собственных ощущений (чувство голода, отсутствие знакомого запаха, неудобное положение) может вызвать у новорожденного неподдельный страх, чувство опасности для его жизни, и он начинает буквально кричать о помощи. Это защитный механизм. Нужно громко позвать взрослого (маму, папу), чтобы его спасли.
Чем старше становится ребенок, тем лучше и в больших объемах он воспринимает и обрабатывает поступающую информацию и более разнообразно реагирует на ситуации. Однако в моменты усталости, переутомления от внешних раздражителей, внутреннего напряжения от несогласия со своим положением или очередных безуспешных попыток сделать что-то самостоятельно ребенок возвращается в то самое беззащитное состояние, когда остается только кричать о помощи – громко плакать. Зачастую родителями такая реакция трактуется как каприз, как истерика на пустом месте, особенно на фоне собственной общей усталости от ежедневной родительской рутины. Но все-таки стоит помнить о распределении ролей в семье и оставаться в позиции взрослого – вовремя вспомнить о причинах детской реакции и не требовать от ребенка слишком зрелого ответа на ситуацию.
В настоящее время психологами хорошо описаны скачки роста и кризисные моменты в жизни детей, что позволяет родителям сориентироваться в такие непростые периоды. Ребенок не может за один день и даже за один год стать таким же, как взрослый. В младенчестве малыш не способен что-то делать назло, как считают некоторые родители, его эмоциональный интеллект еще не созрел и мозг просто не способен на просчет такого поведения. Считается, что только к 7 годам формируются участки мозга, отвечающие за поведение, а полностью контролировать себя и принимать волевые решения ребенок сможет только в подростковом возрасте.
Развитие новорожденного идет постепенно, но неравномерно. Иногда долгое время ничего не происходит, а затем случаются резкие изменения, когда ребенок демонстрирует умение или знание, которое он наконец-то усвоил. Определенный период времени малыш копит информацию и происходит трансформация мозга, которая выводит его на новый уровень, – это называется скачком развития.
В первые полтора года жизни ребенок переживает целых 10 скачков развития. Вначале эти скачки происходят быстро и с небольшими временными интервалами, но затем они становятся более протяженными и кризисные периоды становятся дольше. В период скачка роста ребенок становится более тревожным, легко возбудимым, капризным, требует больше внимания и хочет быть все время рядом с мамой или другим взрослым, которому доверяет, может отказываться от еды, беспокойно спать и вести себя непривычным образом. Продолжительность кризисных периодов зависит от особенностей темперамента ребенка и от того, насколько родителям удается помочь ему быстрее привыкнуть к новым ощущениям и успокоиться.
Существует определенный календарь, описывающий периоды развития детей, который позволяет отслеживать скачки роста. При этом, независимо от даты рождения вашего малыша, следует всегда начинать подсчет даты по календарю с ПДР (предполагаемая дата родов). Однако необходимо помнить, что ПДР может быть установлена неточно, что может привести к некоторым расхождениям. Тяжелые фазы скачков переживают абсолютно все дети, как спокойные, так и более тревожные, с характером, но, конечно, по-разному, потому что каждый идет по своему пути эмоционального и интеллектуального развития. Однако уже изучены определенные физиологические и психологические закономерности, зная которые, родители могут более легко сориентироваться в ситуации и более мягко пройти трудный период.
Дети требуют много внимания и в обычные дни, но особенно много – во время кризисных моментов, когда им необходимо еще больше заботы и усилий со стороны родителей. Маленькому ребенку всегда спокойнее, когда он имеет представление об окружающей его среде и знает, чего ожидать. Именно поэтому крайне важно выстраивать режим – чтобы изо дня в день была одинаковая последовательность действий. Стоит соблюдать одно и тоже время утреннего подъема, дневных снов и вечернего ухода на ночной сон. Также важны так называемые ритуалы перед сном, которые помогают ребенку сориентироваться, что пришло время отдыхать. Например, после того как закрыли шторы и погасили верхний свет, играть уже никто не будет – дальше только сон. Если ребенок вовремя не поспал, его нервная система перегружается – и очень вероятно, что будет истерика. Наверняка каждая мама знает, что такое «перегул», когда ребенка буквально невозможно успокоить и уложить из-за активного возбуждения на фоне перенасыщения эмоциями от происходящего и усталости.
Помимо скачков развития, которые обусловлены развитием мозга и стремительным освоением многих новых навыков, существуют еще возрастные кризисы. Самые яркие из них: кризис 1-го года, 2, 3, 7, 13 и 17 лет. Безусловно, в каждом возрасте свои особенности, но в целом каждый ребенок проживает эти кризисы нелегко, и задача родителя – поддержать и помочь, а вовсе не наказать и задавить авторитетом. Ребенок в момент кризиса сам себе не рад, ему трудно усмирить внутреннюю бурю эмоций и переживаний, он очень нуждается в защите, принятии и опоре на родителя.
Истерика является для детей методом, который позволяет показать свои потребности и эмоции родителям. Роль взрослого – помочь ребенку осознать свои чувства, развить его эмоциональный интеллект и научиться выражать свои эмоции более эффективно. Эмоциональный интеллект представляет собой способность распознавать свои собственные и чужие эмоции, намерения, мотивацию, желания и умение управлять ими.
Часто капризы или негативные реакции возникают у ребенка из-за недопонимания цели и смысла задачи, поэтому важно объяснять ему, что нужно делать, для чего, почему и в какой последовательности в течение ближайших нескольких часов, а также обсуждать планы на предстоящую неделю.
Запомните три основных правила, которые применимы во всех трудных ситуациях при общении с ребенком:
-
Важно контролировать свои эмоции и сохранять позицию взрослого – родителя.
-
Нельзя занимать позицию ребенка и соревноваться с ним, обижаться, игнорировать, запрещать и наказывать без объяснений, тем более нельзя решать вопрос силой.
-
Стимулируйте желаемое поведение: такой подход более эффективен, чем наказание за нежелательное. Поощрите ребенка, если он спокойно просит, воздерживается от агрессии, соглашается с вашими условиями. Как ни странно, часто бывает так, что похвалить забывают, а за проступок отругают всегда.
-
Нельзя сравнивать своего ребенка с другими – «послушными», «успешными» – детьми. Навешивание ярлыков: «скандалист», «плакса», «истерик» и т. п. – также является грубой ошибкой и признаком невежества родителей.
-
Не позволяйте ребенку манипулировать вами с помощью криков и истерики. Если он таким способом добивается от родителей желаемого, то его реакция становится рефлекторной. Дети очень чутко воспринимают окружающую ситуацию и считывают настроение взрослых. Не зря истерики часто случаются в общественных местах: ребенок улавливает, что родителям неудобно перед окружающими, они легче идут на уступки.
-
Если родители понимают, что истерика вот-вот начнется, стоит постараться внезапно отвлечь ребенка на что-то интересное, переключить его внимание, сбить нарастающую волну выплеска эмоций. Если истерика разразилась, то родитель должен начать спокойно говорить с ребенком, твердо стоя на своем, но отвлекая от причины раздражения.
-
Истерика – это всегда «работа на публику». Если вы спокойно займетесь своими делами, при этом дав понять малышу, что готовы с ним общаться, когда он успокоится, или начнете рассматривать что-то интересное за окном, в книжке, то он быстрее перестанет кричать, чтобы присоединиться к вашему интересному занятию.