Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это заболевание, которое включает в себя группу нарушений нейропсихического развития, различных по происхождению, но схожих по клиническим проявлениям.
Поведенческое расстройство широко распространено, диагностируется в детском возрасте после 4 лет и имеет разные степени выраженности.
Несмотря на то что СДВГ считается расстройством детского возраста и всегда начинается в детстве, симптомы примерно в половине случаев продолжают проявляться во взрослой жизни.
СДВГ является одной из широко распространенных форм психической патологии у детей и подростков, однако из-за разрозненности проявлений точных данных о его распространенности нет. Все исследователи отмечают преобладание в популяции мальчиков с СДВГ по сравнению с девочками – среднее соотношение 3:1, при этом СДВГ встречается у представителей всех рас и народностей.
Симптомы
Основными симптомами СДВГ являются гиперактивность, нарушение внимания и импульсивность.
Гиперактивность – это состояние, при котором активность и возбудимость ребенка превышают принятые в обществе нормативы и являются проблемой не только для него самого, но и для окружающих, при этом ребенок быстро переутомляется и не может самостоятельно справиться с нахлынувшими эмоциями.
Симптомы гиперактивности:
- Ребенок постоянно крутится, вертится.
- Не может усидеть на месте, когда это необходимо.
- Характерна чрезмерная и бесцельная двигательная активность.
- Не может тихо, спокойно играть.
- Находится в постоянном движении.
- Отличается болтливостью и др.
Нарушение внимания – это основной симптом при СДВГ. Внимание – сложный процесс, который позволяет сознательно или частично сознательно воспринимать окружающую информацию или внутренние ощущения. Нарушение внимания (отвлекаемость, невнимательность, дефицит внимания) – это расстройство, при котором происходит быстрое переключение на новые объекты при возникновении случайных ассоциаций или под воздействием внешних раздражителей и тяжело сфокусироваться на главном.
Симптомы невнимательности:
- Ребенок не удерживает внимание на деталях, допускает много ошибок.
- С трудом сохраняет внимание при выполнении школьных и других заданий.
- Не слушает обращенную к нему речь.
- Не может придерживаться инструкций, довести дело до конца.
- Неспособен самостоятельно спланировать и организовать выполнение заданий.
- Избегает дел, требующих длительного умственного напряжения.
- Часто теряет свои вещи.
- Легко отвлекается.
- Проявляет забывчивость и др.
Импульсивность – означает недостаток самоконтроля при конкретных требованиях окружающей среды. Такие дети быстро реагируют на ситуации, не дожидаясь указаний и инструкций, позволяющих выполнять задание, а также неадекватно оценивают суть задания. В результате они очень небрежны, невнимательны, беспечны, легкомысленны и не дальнозорки в своих поступках, зачастую не могут рассмотреть потенциально негативные, вредные или даже опасные последствия, которые могут быть связаны с определенными ситуациями или действиями. Импульсивные дети часто подвергают себя необоснованному, ненужному риску, чтобы показать свою смелость, капризы и причуды, особенно перед сверстниками. В результате нередки несчастные случаи.
Симптомы импульсивности:
- Ребенок отвечает на вопросы быстро, не задумываясь.
- Не может дожидаться своей очереди.
- Мешает другим людям, перебивает их и др.
Причины
На сегодняшний день не установлены четкие причины развития СДВГ, однако нейробиологическая природа очевидна. Известно, что происходит нарушение формирования связей между мозговыми структурами, которые обеспечивают процессы поведенческого торможения и самоконтроля. Таким образом искажаются процессы, которые способствуют развитию нормальной координации обучения и памяти, обработке поступающей информации и спонтанному поддержанию внимания.
При этом нарушаются:
- контроль адекватной обработки поступающей информации, и различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными;
- поведенческое торможение (сдерживание);
- организация, планирование, управление психическими процессами;
- поддержание внимания, удерживание от отвлекающих факторов;
- внутренняя речь;
- рабочая (оперативная) память;
- предвидение, прогнозирование, взгляд в будущее;
- оценка прошедших событий, допущенных ошибок спустя время;
- изменение, гибкость, способность к переключению и пересмотру планов;
- выбор приоритетов, умение распределять время;
- отделение эмоций от реальных фактов.
Все это вызывает у ребенка беспокойство, раздражение и агрессивность.
Имеются убедительные данные о генетической предрасположенности, и наследственный характер СДВГ подтверждается более чем у 50 % пациентов. Однако не существует единого гена, который отвечает за появление симптомов: в развитии СДВГ задействованы множественные гены, которые отвечают за многочисленные процессы обмена нейромедиаторов в головном мозге и не только.
Кроме того, патологическое течение беременности и/или родов вносит свой вклад в развитие СДВГ. Такие факторы, как хроническая гипоксия плода, гестозы, эклампсия, первая по счету беременность, возраст матери (моложе 20 или старше 40 лет), длительное течение родов, недоношенность, переношенность, внутриутробная гипотрофия, могут стать причиной СДВГ, так как признаки раннего органического повреждения ЦНС обнаруживаются более чем у 80 % детей с СДВГ.
Помимо вышеописанных биологических факторов выделяют и социально-психологические, в том числе внутрисемейные – например, низкое социальное положение семьи, наличие криминального окружения, тяжелые разногласия между родителями, алкоголизм у родителей. Нередко отмечается сочетанное влияние нескольких факторов, которые сами по себе не вызывают развития СДВГ, но способствуют усилению отмечающихся у ребенка симптомов и трудностей адаптации.
К какому врачу обращаться
Диагностикой и лечением СДВГ занимается врач-психиатр, однако при необходимости могут назначаться консультации других специалистов – например, педиатра, невролога, окулиста, гинеколога, патопсихолога, нейропсихолога.
Диагностика
Диагностику СДВГ у психиатра рекомендуется проводить в том случае, когда у ребенка дошкольного или школьного возраста повышенная двигательная активность и нарушения внимания приводят к трудностям в обучении, в налаживании социальных контактов и другой деятельности, несмотря на то что уровень интеллектуального развития соответствует возрастной норме.
В диагностике СДВГ условно можно выделить несколько этапов:
- Психиатрическое исследование, при котором оцениваются история развития заболевания (анамнез) со слов самого ребенка, его родителей и лиц, знающих характер ребенка в повседневной жизни, в том числе с использованием специальных диагностических шкал.
- Физикальный (клинический) осмотр, который проводит сперва сам психиатр, затем при необходимости привлекаются невролог и педиатр. Помимо обследования по органам и системам уточняется наличие сопутствующих заболеваний, обращается внимание на внешние пороки развития (например, форма головы, незаращение неба и др.), следы повреждений (рубцы, шрамы и т. д.), следы от инъекций и др.
Дополнительно могут быть назначены:
- клинический и биохимический анализы крови;
- реакция Вассермана, исследования крови на ВИЧ;
- клинический анализ мочи;
- ЭКГ и др.
При наличии показаний назначаются консультации педиатра, невролога, окулиста, гинеколога, патопсихолога, нейропсихолога, другие лабораторные и инструментальные исследования и токсикологические тесты.
Лечение
На сегодняшний день ни один из методов лечения не является полностью эффективным для терапии СДВГ. Однако, безусловно, лечение должно быть «мультимодальным», с участием в лечебно-реабилитационных программах врачей, психологов, социальных педагогов, родителей и учителей.
Что касается медикаментозной терапии, к препаратам первого выбора относятся психостимуляторы и атомоксетин, при необходимости могут назначаться нейролептики и антидепрессанты. Дозировка и длительность приема определяются строго по показаниями лечащим врачом. Лекарственная терапия всегда сочетается с немедикаментозной поддержкой. Успех терапии определяется ее комплексностью, сочетанием фармакотерапии, психосоциальных вмешательств и психотерапии.