Память: сохранить до старости

Память: сохранить до старости

С точки зрения физиологии память – это процесс постоянной циркуляции нервного импульса по закрытой цепочке нервных клеток, которая затем может переходить и «записываться» в нейронные сети. Память отвечает за восприятие информации (собственно запоминание), ее хранение, многократное воспроизведение и стирание.

Запоминание – первый пункт процесса. Мы можем запоминать что-то непроизвольно, без цели, не затрачивая усилий. Это непроизвольная память. Например, в наших каждодневных походах в магазин или поездках на работу.

Мы можем целенаправленно усваивать информацию с помощью специальных приемов для как можно более долгого ее сохранения. Время сохранения (запоминания) зависит от целей и от приемов заучивания: пересказ, зазубривание – многократное повторение, образные приемы запоминания. Это пример произвольной памяти. И процесс запоминания происходит быстрее, если присутствует заинтересованность объектом.

Интересно: у каждого свои способности к запоминанию. Одному достаточно 1–2 прочтений текста, другому требуется до 15 раз. И это не является отклонением от нормы. Все люди разные!

Следующий этап памяти – ее сохранение. Предполагают, что «лишнее» стирается, а сохранению подлежит только значимая для человека информация. То есть мозг способен избирательно забывать, чтобы избежать переизбытка знаний и невозможности их дифференцировки. И как тут не вспомнить знаменитый диалог Шерлока Холмса и доктора Ватсона о хранении нужной и ненужной информации.

 По длительности сохранения знаний выделяют:

  • Кратковременную память. Попытайтесь вспомнить утреннюю поездку в метро, людей, лица, разговоры. Это будет затруднительно: не было цели. Информации не имела значения и быстро была удалена.

  • Долговременную память. Она и есть весь ваш жизненный опыт. И.М. Сеченов писал: «Без памяти… человек постоянно бы находился в положении новорожденного. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшим познавательным процессом».

  • Оперативную память. Информация, необходимая для обеспечения текущей деятельности. После прекращения деятельности она чаще всего забывается либо попадает в долговременную память. В жизни чаще встречается второй вариант – отложить знания подальше (например, в детстве вы научились кататься на велосипеде и, даже если 30 лет практики не было, сядете и поедете).

Следующий процесс – воспроизведение информации. Наверное, именно этот процесс, а особенно его нарушения, вызывает у нас озабоченность, и мы восклицаем: «Не могу вспомнить! Память подводит!»

Тут помню, тут не помню

Считается, что чем старше человек становится, тем быстрее ухудшается его память. Это не совсем так: память может ухудшаться, если ее не тренировать. Поскольку у людей старшего возраста нет необходимости посещать учебные заведения и что-то учить, они теряют навык к запоминанию. Нарушения памяти во многом зависят также от состояния организма и наличия хронических заболеваний.

Полноценное питание с необходимым набором минералов и витаминов группы В, Е, С, жирных кислот в пище способствует улучшению памяти. Несбалансированное питание, недосып, ночное бодрствование, чрезмерные эмоциональные, физические и умственные нагрузки – причины ослабления памяти и в целом всех когнитивных процессов.

Курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания способны вызывать токсическое поражение мозга, что также влечет за собой изменения вплоть до полной потери памяти (амнезии).

В группу факторов риска нарушений памяти входят гипертоническая болезнь, сахарный диабет, атеросклероз сосудов головного мозга, поражение почек и печени. Последствия аварий, падений, спортивных и бытовых травм – тоже в списке угроз для мозга.

При старении мозг, увы, претерпевает инволюционные изменения – сокращаются объем тканей, количество клеток, снижается уровень метаболизма. Происходит ослабление памяти и других познавательных функций. Стойкая дисфункция присутствует при дегенеративных заболеваниях головного мозга (болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсонахорея Гентингтона и пр.).

Добавьте мне памяти!

Почему сейчас мы слышим жалобы на изменение памяти все чаще, а возраст появления проблем постоянно снижается? Приведу ниже отрывок из интервью знаменитого врача Н. Бехтеревой, посвятившей всю свою долгую жизнь изучению мозга.

«Сегодня многие люди испытывают продолжительный стресс, связанный прежде всего с неуверенностью в завтрашнем дне, с национальными, мировоззренческими, политическими, экономическими, личными проблемами. А это нередко приводит к патологическим реакциям, которые могут развиваться в двух направлениях. Либо человек пребывает в перевозбужденном состоянии, на грани нервного срыва. Либо развивается другая крайность – состояние психического отупения в результате активности защитных механизмов организма, пытающегося противостоять эмоциональному стрессу. Защитная реакция торможения часто проявляется в виде вялости, сонливости, в том числе в виде нарушения процессов управления памятью.

Для того чтобы память была лучше, ее надо упражнять. Точно так же, как существуют упражнения для укрепления мышц, существуют и упражнения для укрепления памяти. Почему бы не попытаться зазубрить все номера телефонов своих друзей и знакомых? Не случайно раньше зубрежка была одним из методов обучения. Мы же ее всегда критиковали и в конце концов ликвидировали. А вместе с ней выкинули на помойку хороший тренажер для памяти. Для тренировки памяти очень полезно заняться изучением иностранного языка, заучивать ежедневно хотя бы пять-десять новых слов. Или учить стихи – поверьте моему опыту, это очень эффективное упражнение. Обязательно нужно больше читать. И не только газеты, но и фантастику, и лирику, и специальную литературу – для того чтобы получать как можно больше информации. То есть заставлять работать свой мозг. Вообще чем больше разнообразной информации человек будет стараться запомнить, тем лучше у него будет с памятью. Поэтому не делайте больших перерывов в умственной работе.

Разумеется, мы не отказываемся от медикаментозного лечения, от применения фармакологических препаратов типа ноотропила, пирацетама, энцефабола, улучшающих деятельность мозга. Они, как правило, помогают и в детском, и в зрелом, и в преклонном возрасте – тогда, когда нарушается память, замедляются ассоциативные процессы в мозгу. Есть и другие способы укрепления памяти. Например, естественный отдых на природе, принципиальная смена обстановки, которая сама по себе оказывает положительное воздействие на механизм нашей памяти».

Добавить к этому нечего. Хочется сразу перейти к выполнению наказов!

Внимание!

Тревожный симптом – когда человек не сразу вспоминает то, что хотел сказать. Нужно принять это во внимание и заняться своей памятью серьезно. Мозг можно тренировать, заставляя его выполнять разнообразную деятельность. И не обязательно, кстати сказать, умственную. Если человек занимается двигательной активностью, он тоже тренирует мозг, потому что все виды нашей деятельности так или иначе связаны с мозгом.

Читайте также

Мочекаменная болезнь: почему часто проявляется летом?

В 2014 году количество зарегистрированных больных с мочекаменной болезнью (МКБ) в РФ составило 578,8 на 100 тыс. населения, и с каждым годом их число растет.

Синдром ожидания сексуальной неудачи: как проявляется и что делать

Синдром ожидания сексуальной неудачи (страх сексуальной неудачи) – это тревожное расстройство, связанное с опасением невозможности выполнения полового акта или его неполноценности.

Результаты пробы Манту: разбираемся вместе

Тест Манту, также известный как туберкулиновая проба Манту, является методом диагностики для выявления контакта с возбудителем туберкулеза Mycobacterium tuberculosis. Этот тест оценивает реакцию иммунной системы на введение специфического туберкулинового антигена и безопасен для пациента. Тест Манту не является вакциной, а только позволяет определить чувствительность организма к возбудителю туберкулеза.

Синдром Дауна: возраст родителей и даже бабушек имеет значение
Синдром Дауна – врожденное заболевание, обусловленное генетической аномалией и проявляющееся характерным внешним видом, сниженными интеллектуальными способностями, сочетанием пороков развития внутренних органов и систем. 
Безглютеновая диета: полезна ли она здоровому человеку?
Безглютеновая диета предполагает исключение из рациона всех продуктов, содержащих глютен.
Истерики у детей: отчего возникают и как вести себя родителям
С момента рождения ребенок начинает получать колоссальное количество информации об окружающем его мире и пытается адаптироваться к новым условиям. Все вокруг для ребенка неизвестное, чужое и потенциально опасное.