Как часто, когда приходит пора ложиться спать, наши дети начинают всячески оттягивать этот момент, используя весь арсенал доступных им средств! Взрослые уже с ног валятся, а чада словно не ведают усталости... Но опытные родители знают: активность в этом случае кажущаяся, вызванная переутомлением, и если вовремя не принять меры, то капризов, слез и раздражительности не миновать.
Не меньше проблем и от излишней усталости в течение дня. Разумеется, здоровые активные дети, ведущие насыщенную жизнь, должны уставать. Но переутомление – зло. И с ним нужно уметь бороться.
Сравнению не подлежат
Для начала необходимо понять и принять: дети многим отличаются от нас, взрослых. В том числе и усталостью. Конечно, основные причины утомления у них те же:
- физическая активность;
- умственное напряжение;
- недостаточная продолжительность и/или нарушения сна (у малышей – в том числе и дневного);
- несоблюдение режима чередования работы и отдыха;
- длительная игра или работа на компьютере;
- отсутствие или кратковременность прогулок на свежем воздухе.
А вот следующий пункт может вызвать у взрослых удивление. Дети сильно (и, возможно, даже значительнее, чем от вышеназванного) устают от… однообразия.
Обратите внимание на то, как гуляет здоровый малыш: он постоянно меняет траекторию движения, смотрит по сторонам, подбегает к заинтересовавшим его предметам. Причем это происходит, даже если цель движения ясна (например, детский сад или магазин), а рядом строгие родители. Ну не могут дети ходить спокойно! Вот и гуляют в соответствии с требованиями растущего организма. Мы бы на их месте уже выдохлись, а они ничего – вполне бодры и веселы. Но попробуйте настоять на том, чтобы малыш шел размеренно, не отвлекаясь, – и он устанет намного быстрее. Да и настроение сразу ухудшится. И такая прогулка приведет именно к переутомлению, а не к здоровой усталости. Однообразие противопоказано и при любой другой деятельности детей.
Один и тот же переутомленный ребенок в разное время и в разных ситуациях может вести себя иначе, чем вы привыкли, уставать быстрее или медленнее, нежели накануне. Поэтому от родителей требуются наблюдательность и участливое внимание, а не стандартные действия.
Не вечные двигатели
Чем младше ребенок, тем быстрее он устает. Внимательные родители умеют распознавать сигналы бедствия, которые подает организм малыша. Что же должно насторожить?
- Бледность.
- Отсутствие интереса к любимым занятиям.
- Рассеянность, легкость отвлечения от дел.
- Вялость или, наоборот, чрезмерная активность и неуправляемость.
- Суетливость, частая смена позы.
- Неуверенность, неточность движений.
- Кривляние, неприятные, несвойственные ребенку мимика и жесты, движения (постукивания, дерганость).
Заметили эти неосознанные просьбы о помощи? Срочно принимайте меры, даже если сам малыш убежден, что может еще горы свернуть.
Помощь пришла
Если признаки переутомления налицо, а до сна еще далеко, сразу же меняем вид деятельности. Причем сделать это нужно, даже если вы только что приступили к урокам или другим важным занятиям. У каждого возраста и каждого ребенка свои возможности. Малыш устал через пять минут после начала урока? Ничего страшного. Увеличивайте продолжительность занятий постепенно, по минуте-две в несколько дней. И ни в коем случае не придерживайтесь жестких рамок.
Хорошие варианты для смены деятельности и снятия нервозности в случае переутомления:
Чтение. Последние исследования доказывают, что даже для взрослого человека чтение – лучший способ отдохнуть и восстановить силы после стресса или непростого дня. А для малышей голоса родителей, читающих любимую историю, – отличный антидепрессант. В крайнем случае подойдут и аудиокниги.
Игры с песком, крупами, макаронами или водой. Такого рода занятия способны успокоить даже возбудимых детей. Волнуетесь за чистоту квартиры? Предложите ребенку переливать воду из одной миски в другую при помощи шприца без иголки, клизмы или дозатора для микстуры. Насыпьте манку или любую другую крупу на поднос или противень и вместе рисуйте руками узоры. Сделайте «ежика» из дуршлага и длинных макарон или палочек для суши. На получившиеся «иглы» можно нанизывать полые макаронные изделия, колечки, слепленные из пластилина или вырезанные из картона. Все эти виды деятельности не только успокаивают, но и положительно влияют на мелкую моторику.
Просмотр диафильмов. Установка диапроектора, приглушенный свет, неспешная смена кадров оказывают на детей почти медитативное воздействие. Сядьте поудобнее, обнимите ребенка, и он обязательно скоро успокоится.
Пальчиковые игры. Существует великое множество коротких стихов, чтение которых можно сопровождать активной жестикуляцией. Выучить 10–20 таких «потешек» несложно. Они обязательно пригодятся для снятия переутомления или развлечения детей в дороге.