Когнитивные расстройства – это нарушение одного или нескольких (иногда всех) процессов восприятия, обработки и запоминания информации, построения и осуществления программы целенаправленных действий у конкретного человека в сравнении с его индивидуальной нормой. Так, нарушение речи одной и той же степени тяжести у радиоведущего и сортировщика фруктов повлечет не сопоставимые по тяжести последствия для их повседневной деятельности, социальных и профессиональных функций.
Три степени тяжести
В рутинной клинической практике врачи обычно различают три степени тяжести когнитивных нарушений в зависимости от их влияния на повседневную (бытовую, социальную и профессиональную) активность человека:
- При легком снижении когнитивных функций изменения замечает только сам человек (нарушения концентрации, памяти, процессов мышления, снижение скорости решения задач, повышение психоэмоциональной утомляемости, возникновение депрессии), при этом не меняется его бытовая и профессиональная повседневная активность. При использовании только простых (скрининговых) инструментов отклонения высших психических функций могут быть выявлены редко. Распространенность легких форм когнитивного снижения не определена, однако может быть сопоставима с частотой умеренных нарушений у лиц пожилого возраста.
-
Умеренной степени тяжести когнитивное расстройство уже нарушает сложные формы интеллектуальной деятельности и становится заметно окружающим людям: коллегам, друзьям и родственникам. Однако в аспекте бытовой, а также «простой», алгоритмизированной профессиональной деятельности нарушения умеренной степени не приводят к заметной дезадаптации человека.
-
Тяжелая степень когнитивных нарушений (деменция) приводит к дезадаптации как в профессиональной, так и бытовой сфере – такой пациент требует постоянной помощи и контроля при совершении любых действий.
Причины
Расстройства когнитивных функций развиваются на фоне множества состояний и заболеваний – соматических, неврологических и психических.
Большую группу составляют так называемые нейродегенеративные заболевания, протекающие с симптомами когнитивного снижения и отличающиеся неуклонным прогрессированием с неблагоприятным исходом. К ним относят болезнь Альцгеймера, лобно-височную деменцию, деменцию с тельцами Леви, хорею Хантингтона, мультисистемную атрофию и пр.
Другой тип когнитивных нарушений встречается на фоне цереброваскулярных заболеваний: при инсультах, атеросклерозе внечерепных и церебральных сосудов, сахарном диабете, болезни малых сосудов, цереброваскулярных артериитах. Схожим образом развиваются когнитивные нарушения при первичном повреждении головного мозга на фоне черепно-мозговой травмы, энцефалите разной этиологии, при демиелинизирующих заболеваниях.
Выделяют также когнитивные нарушения на фоне заболеваний внутренних органов, эндокринной патологии, при дефиците витаминов и микроэлементов – например, такими патологиями могут быть печеночная или почечная недостаточность, гипо- или гипергликемическое состояние при сахарном диабете, гипотиреоз (дефицит гормонов щитовидной железы), гиповитаминоз В1, В6, В12, фолиевой кислоты, анемия, токсические (например, соли тяжелых металлов) и лекарственные (например, прием барбитуратов, бензодиазепинов, нейролептиков) воздействия.
Что делать, если начали замечать ослабление памяти
При появлении жалоб на снижение памяти в первую очередь следует обратиться к терапевту или неврологу. Первичные рекомендации, скорее всего, будут включать скрининговое обследование пациента: клинический и биохимический анализы крови, УЗИ внутренних органов и дуплексное исследование кровотока по артериям, снабжающим кровью головной мозг, при необходимости – консультации эндокринолога, кардиолога и других специалистов. Это требуется для исключения заболеваний внутренних органов, эндокринной патологии и дефицита различных веществ в организме.
При выявлении симптомов, указывающих на повреждение или дегенерацию головного мозга, проводят магнитно-резонансную томографию, в случае необходимости при этом вводят контрастное вещество для уточнения диагноза. Выявление признаков дегенеративного процесса в центральной нервной системе может послужить поводом для проведения генетических анализов и обследования семьи пациента.
После уточнения диагноза и назначения необходимой терапии рекомендовано проведение углубленной диагностики когнитивной сферы с помощью нейропсихологического исследования: такое интервью с пациентом позволяет выявить все нюансы нарушенных функций и определить тактику дальнейшей реабилитации. Восстановление и адаптация пациентов с нарушением когнитивных функций должны проводиться под наблюдением и с непосредственным участием квалифицированного нейропсихолога. Такое же сопровождение требуется и семье пациента, а также ухаживающему за ним персоналу: это позволяет лучше осознавать картину болезни всем вовлеченным в процесс участникам и проводить реабилитацию с максимальной эффективностью.
Профилактика и реабилитация
В качестве профилактических и реабилитационных мер людям со снижением памяти и внимания рекомендуется активное участие в социальном взаимодействии: доказано, что общение и любая совместная деятельность улучшают состояние когнитивных функций.
Полезным также является совместный с родственниками или другими пациентами просмотр телевизионных передач, фильмов, чтение, прослушивание аудиокниг, спектаклей с обязательным последующим обсуждением.
Также определенной эффективностью обладают регулярные аэробные нагрузки: циклические упражнения на свежем воздухе, велосипедные или лыжные прогулки, плавание.
Важными в профилактическом и прогностическом аспекте являются качественный контроль и лечение заболеваний, сопровождающихся нарушением кровоснабжения головного мозга: гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, сахарного диабета и атеросклероза.